Берсерк
Гайд по классу Берсерк от Dagon’а
Этот гайд несколько изменён и
будет дополнять мою работу с прошлого конкурса гайдов
Характеристики класса Итак, как я уже писал, Берсерк является основной ударной силой команды и, как правило, находится в
самом центре боя. Как вы знаете, «Panzar» - это командная игра, и Берсерк в первую очередь должен
приносить пользу своей команде. Ваши прямые обязанности: расщепление замороженных врагов power-
атакой, защита союзников от напавших на них вражеских берсерков, инквизиторов и прочих врагов,
уничтожение вражеских построек, важнейшими из которых являются телепорты. Основной силой Берсерка
является его power-атака, колоссальный урон и, вдобавок, отбрасывающий эффект. Но у берса есть очень
существенный недостаток: у него самая малая скорость атаки по сравнению с остальными персонажами.
Поэтому при выборе этого класса отдавайте себе отчёт в том, что без помощи команды этот орк
представляет собой лёгкую мишень для врагов.
Виды оружия Основным оружием является двуручная дубина. Навык владения ей должен быть отточен идеально - я бы
даже сказал, на уровне рефлексов. Она станет основным способом получения классовых очков. Дубина
имеет очень большой угол поражения, поэтому перед замесом старайтесь сделать несколько обычных
ударов сплэшем сразу по нескольким врагам. Таким образом, вы легко накопите необходимое количество
классовых очков. Что касается power-атаки, вы должны пытаться использовать её, стоя позади врага - в
таком случае смерть обеспечена почти всем, кроме орков. Ещё один эффективный способ использования
power-атаки, это проведение её одновременно с вражеской power-атакой, нацеленной на вас. В этом
случае вам останется просто добить опрокинутого врага, и вы останетесь целы, т.к. ни одна power-атака
не способна заваншотить берсерка спереди. Но будьте осторожны, не пытайтесь пробить врага в блоке
своей паверкой, если не уверены, что у него осталось очень мало ХП, т.к. абсолютно любой персонаж в
игре может успеть заблочить вашу паверку и провести свою, в таком случае вы не успеете поставить блок.
Теперь о керне. Это оружие дальнего боя. Не стоит использовать его как основное оружие, хотя бы
потому, что он требует немалое количество стамины. Выпущенный керн при столкновении с любой
поверхностью взрывается, нанося урон и раскидывая врагов, это одно из его полезнейших свойств. С
помощью него можно попытаться столкнуть врага в болото, лаву и другие ловушки. Таким же образом
опытные игроки могут отодвигать/подталкивать свою или вражескую ледяную ведьму, тем самым спасая
товарищей от заморозки или, наоборот, заталкивая врагов под морозящую ведьму.
Умения Прежде чем говорить об абилках, стоит ещё раз упомянуть важнейшую способность всех классов – это
блок. Как говорил один мой знакомый, «Panzar» - это война блоков! Правильный блок всегда будет залогом
выживания в данной игре. Запомните эту фразу, она не раз спасёт вам жизнь.
Владение Дубиной 
Использование двуручной дубины в качестве оружия ближнего боя. Её размеры
позволяют поражать нескольких врагов одним ударом.
Добавляет: по 3 классовых очка за удар, если удар проведен не в блок. Силовая атака Силовая атака — отнимает много энергии, но наносит значительно больше повреждений, по сравнению с
обычной.
Расходует: 200 выносливости
Добавляет: по 10 очков за удар, если удар проведен не в блок. Как я уже говорил, больше всего в игре придётся просто махать дубиной
Мастер Дубины 
Этот навык изучен изначально, каждая силовая атака берсерка не только наносит урон,
но и откидывает противника, оглушая его на некоторое время.
Если враг отлетает в горизонтальном положении, как бы пытаясь удержать равновесие, махая руками,
значит он ещё жив, а если отлетел рэгдоллом, то он мёртв. Учитесь распознавать это, ведь в половине случаев
ваши жертвы будут выживать. Метательные ядра 
Возможность использовать метательные ядра. При попадании ядро взрывается, раскидывая
всех игроков в радиусе поражения и нанося урон врагам.
Расходует: выносливость
Классовые очки не добавляет. Советую не злоупотреблять этой способностью, так как берсерк без стамины – бесполезный берсерк. Имеет
смысл швырнуть керн вслед раненному убегающему врагу или сбросить вражеского стрелка с его позиции.
Как я уже писал, опытный игрок может спасти своих соратников откинув их керном от вражеской ледяной
ведьмы. Но, на мой взгляд, выгодней всего керном выводить вражеского инквизитора из состояния
невидимости. Хочу отметить, что переключение с керна на дубину, после броска, занимает некоторое количество
времени, не стоит забывать об этом, ведь враг не дремлет. Подлый удар 
Попав этим ударом по противнику, вы мгновенно отбираете у него энергию и
восстанавливаете свою. Этот прием также прерывает каст вражеского заклинания. Со
второго уровня наносит небольшой урон.
Расходует классовые очки: 5/5/5
Добавляет выносливость: 300/400/500
Требуемое количество вложенных талантов: 2(со второго уровня)
Очень полезная способность, старайтесь как можно чаще использовать её в бою, ведь враг без стамины не
сможет использовать power-атаку и не сможет убежать от вас. Сбивает любой каст, эта способность может не
раз спасти вам жизнь от морозящего мага! Не работает в блок и не работает на лежачего врага. Боевой прыжок 
Большой прыжок в указанном направлении. Со второго уровня добавляет 50% к шансу
критического удара на 5 сек. Данное умение полезно как для преодоления защитных
порядков врага, так и при отступлении, когда силы неравны.
Расходует классовые очки: 10/7
Требуемое количество вложенных талантов: 2
Эта способность очень пригодится, если необходимо запрыгнуть куда-либо, например, допрыгнуть до кнопки
чтобы открыть ворота союзникам, так же иногда спасает от заморозки ледяной ведьмы. Если полностью
прокачать способность то добавляется 50% шанс критануть после прыжка, а если после него правильно
использовать пробивающий удар, то, если повезёт, можно убить слабого противника или раненного орка. Я бы
не советовал вам врываться в замес с прыжка, разве что в том случае, когда ваша команда доминирует на точке. Добивающий удар 
Силовой удар, добивающий лежащих на земле противников в зависимости от количества
их жизней. Стоящим на ногах врагам, урон не наносится.
Расходует классовые очки: 15/10
Требуемое количество вложенных талантов: 2
Зависит от мастерства Очень полезная способность, можно убить сразу нескольких врагов – главное, чтобы они лежали рядом и
были ранены. Я бы рекомендовал использовать в том случае, если у вас не хватает стамины на добивание
раненой лежачей цели power-атакой, если её не успели вылечить. В некоторых случаях получается наоборот:
используешь два добивания подряд, а вражеский танк выживает, но такое возможно только с опытным
паладином. По этому следите за своим мастерством, берсерк, заточенный в ХП, наносит меньшее количество
урона. Так же теперь нельзя добивать врагов, находящихся под действием неуязвимости. Рывок 
Мгновенный уход в невидимость. Скорость вашего передвижения и регенерация
стамины значительно возрастает. Этот боевой навык полезен для проникновения в тыл
врага.
Расходует классовые очки: 25/15/15
Дополнительная скорость: 100/200/300
Добавляет энергии: 100/100/100
Время действия: 2/3/3 сек.
Требуемое количество вложенных талантов: 9
Несмотря на то, что способность делает вас невидимым, во время бега за вами остаётся небольшая
зеленоватая вспышка, по которой опытный игрок может распознать приближающегося берсерка. Поэтому,
если вы хотите проникнуть в тыл к врагу, желательно как можно ближе подобраться, оставаясь незамеченным,
а уже затем использовать эту способность и, выйдя на позицию, использовать power-атаку или пробивающий
удар в тылу вражеской группы. Также можно использовать для быстрого отступления. Разрушительный удар 
Удар, игнорирующий блок противников попавших в зону поражения.
Расходует Классовые очки: 45/40/35/30
Мощность умения: 860/926/1028/1142
Требуемое количество вложенных талантов: 2/2/9/9
Одна из полезных способностей берсерка, можно применять для добивания раненых врагов. Иногда эта
способность может помочь вам решить исход боя и выстоять в трудной ситуации. Как я уже писал выше,
способность можно использовать в сочетании с «Прыжком» дающим прибавку 50% к шансу крита. Но всё же
не стоит злоупотреблять этой абилкой. Вихрь войны 
Берсерк закручивается в бешеном вихре смерти, сметая оказавшихся на пути противников.
Расходует классовые очки за активацию: 60/60/50
Мощность умения: 337/499/694
Время действия: 6/8/10 сек.
Требуемое количество вложенных талантов: 9/19/19
Эффективная способность для быстрого уничтожения неопытных врагов. Можно использовать, когда не
хватает выносливости для сильного удара. Я бы посоветовал использовать эту способность при большом
скоплении врагов в одном месте. Не смотря на свою эффективность эту способность, легко сбить различными
абилками (песок, пинок, ударная волна, удар щитом и тд.) именно по этому я написал, что выгодно
использовать против неопытных врагов. В противном случае опытные игроки не пожалеют использовать на
вас ультимативную абилку. Ярость берсерка 
Уход в состояние боевого исступления — в течение некоторого времени каждое
совершённое вами убийство увеличивает скорость вашей атаки, силу атаки, шанс крита
и скорость бега, но уменьшает количество ХП.
Расходует классовые очки: 15/15
Время действия: 90/120 сек.
Количество бафов: 5/9
Требуемое количество вложенных талантов: 19/19
И так, мы добрались до основного скила берсерка. Абсолютно вся игра завязана на этом умении и
правильном его применении, даже не смотря на последние изменения связанные с уменьшением ХП.
Правильное использование способности превращает орка в яростную машину для убийства. Старайтесь как
можно быстрее набрать стаки за убийства и всегда следите за их поддержанием, так как в большинстве
случаев баф слетает незаметно, и стаки начинают пропадать. Более подробное описание будет ниже. Бешенство 
Берсерк преисполняется злобой и ненавистью к врагам. Повышается скорость нанесения ударов,
но постоянно расходуется мана.
Расходует: 20 мана за применение и 5 в сек.
Добавляет: скорость атаки 5%/7%/10%
Время действия: 60/60/60
Требуемое количество вложенных талантов: 2
Эта способность преимущественно поможет вам победить в дуэли против другого берсерка: сначала
вынудите врага провести power-атаку, заблочтесь и немедля проводите свою поверку. Победа над врагом вам
обеспечена. В сочетании с порошком силы даёт огромное преимущество в скорости атаки, почаще просите
союзного паладина включать порошок. Пассивные способности Посвящение/Путь воина/Варвар 
Способности, выучив которые берсерк становится сильнее и крепче.
Требуемое количество вложенных талантов: 0/9/19
Здоровье: 333/456/624
Мастерство: 123/152/187
Старайтесь по возможности прокачивать эти способности, ведь здоровье и мастерство лишними не бывают. Награда за убийство 
Берсерк получает дополнительные классовые очки за убийство противника.
Добавляет классовые очки: 5
Требуемое количество вложенных талантов: 2
Эту способность желательно прокачать в тот момент, когда вы владеете основными способностями, такими
как разрушительный удар, подлый удар, добивающий удар. Чтобы не возникло ситуации на низких уровнях,
когда скапливается очень много классовых очков, а девать их некуда. Кузнечное дело 


Увеличивает шанс создания предмета.
Добавляет: шанс создания 10%/20%/30%
Требуемое количество вложенных талантов: 2
Данную способность советую прокачивать примерно с 6-7 уровня, чтобы потом не проклинать весь мир из-за
нескольких неудач подряд. Для берсерка очень важна одежда, чем лучше вы одеты, тем сильнее ваш
персонаж. И дело даже не в здоровье, хотя и оно важно, правильный берсерк всегда пытается любым способом
увеличить себе мастерство, запомните это ваш основной параметр, чем он больше, тем сильнее ваш урон. Развитие персонажа Как я уже говорил в первом гайде, прежде всего, начав играть берсерком, вы должны заполучить три
основные способности. На втором уровне я бы посоветовал взять подлый удар, он позволит вам сбивать
заморозку ледяной ведьмы (это главная проблема, которая не будет давать покоя до конца игры) и к
тому же у вас всегда будет хватать стамины для power-атаки. На третьем уровне советую взять пассивную
способность «Посвящение», вы станете немного крепче. На четвёртом и пятом уровнях, когда имеется 2
вложенных таланта, вы можете взять Добивающий удар и Разрушительный удар. Как правило, на
начальных уровнях всегда много классовых очков, и вот теперь вам есть куда их девать, вы можете
добивать опрокинутых и убивать смертельно раненых врагов. Необходимо как можно скорей выучить эти
способности и не тратить таланты на остальные пассивки. На следующем уровне я бы посоветовал
прокачать «Награду за убийство», таким образом вы не будете нуждаться в классовых очках.
А дальше самое интересное: примерно с четвёртого уровня вам придётся создавать по рецептам броню.
Настоятельно рекомендую прокачать «Кузнечное дело» полностью. Нет ничего хуже, чем зафэйлить
драгоценные ресурсы, а несколько неудач подряд приведут вас в ярость. Дальше у вас есть два варианта:
вы можете пойти по пути прокачивания «Разрушительного удара», либо вкачивать «Боевой прыжок» и
заполучить себе 50% крит на 5 секунд – и использовать его в сочетании с power-атакой или
Разрушитльным ударом. Когда вы достигнете примерно пятнадцатого уровня, у вас уже должен быть
полностью прокачан Разрушительный удар и пассивная способность Путь воина. В дальнейшем на своё
усмотрение вы можете прокачать Бешенство, и также я бы посоветовал вкачать на один Вихрь войны.
Помните, вашей основной целью является достичь способности Ярость берсерка! Но вкачивайте эту
абилку только после того как выучите все три пассивные способности увеличивающие ХП, так как каждый
стак Берсерка будет отнимать определённое количество очков жизни. В этот раз схитрить сэкономив
некоторое количество очков умений до 20ого уровня не удастся, ведь Ярость берсерка требует 19
вложенных талантов, именно поэтому я и советую замаксить пассивные способности. В дальнейшем стоит
улучшать уже известные вам умения.
Теперь пару слов про экипировку. 
Как я уже сказал, основным вашим параметром является мастерство, поэтому, чем лучше вы одеты, тем
больше ваш урон. В этот раз первым создать себе оружие или лучшую из доступных экипировок не
удастся, так как на каждом уровне доступно по 1-2 доспеха, поэтому просто по мере прокачки создаём
себе броню.

Что касается рун, то я бы посоветовал вам вставлять только руны воды и руны огня. В какой пропорции,
решать вам. Либо вы вставляете все руны воды и получаете «толстого» берсерка который спокойно
чувствует себя с 9 стаками Ярости, либо идёте по более хардкорному пути и вставляете руны в пропорции
50 на 50(только для опытных игроков).

Ещё одним важным способом повысить мастерство и количество ХП является Кузница. Не скупитесь на
улучшение своих предметов, особенно когда вы достигли высоких уровней. Чем более высокого уровня
ваша броня, тем сильнее улучшается её параметры, но в тоже время больше золота будет требоваться
на улучшение. Усиливайте свою экипировку и помните: количество улучшений ограничивается только
вашей удачей!
Основные приёмы и комбинации, используемые персонажем в бою Дубина берсерка позволяет наносить урон сразу нескольким противникам, поэтому в начале боя
постарайтесь набрать обычными ударами некоторое количество классовых очков. Как правило, на ранних
этапах развития инквизиторы не берут песок, поэтому вы единственный, кто может сбивать каст
заморозки у ледяной ведьмы, так было, есть и будет. Помните: если на вас есть хотя бы один стак
заморозки, вы не успеете сбить каст, но если вы издалека бежите спасть замороженную команду, то,
ворвавшись в область действия, вы всегда сможете сбить каст и спасти соратников. Если же, напротив,
морозит ваша магичка, а вражеский берс хочет сбить каст, то на подходе вы должны провести свою
power-атаку - в этом случае ему придётся заблочиться и отступить. Также в ваши обязанности входит
добивать врагов, отлетевших от power-атак, ударов щитом и прочих способностей, которые отбрасывают
врагов. Иногда, отлетевшего танка или берсерка паладин успевает отхилить, в таком случае, если враг
не умер от одного добивающего удара, следует попытаться использовать, сразу же, второй добивающий удар.
Для добивания раненых противников советую использовать Разрушительный удар. Не забывайте, этот
удар даёт небольшое преимущество, он бьёт по площади и немного быстрее, чем power-атака, это
позволяет подловить кого-нибудь на таймингах. Что касается комбинации боевого прыжка с
разрушительным ударом, используйте её только в тех случаях, когда видите несколько персонажей класса
поддержки; на одиночную цель использовать эту комбинацию бессмысленно, да и орков таким способом
не убить. Использование Вихря войны нередко может решить исход битвы, в большинстве случаев он
наводит немалый кипеж в строю врага. Но применение этой абилки против опытных игроков совершенно
бесполезно, и, как правило, приводит к вашей гибели, используйте её с умом. Не опытным игрокам я бы
посоветовал использовать её только в том случае, когда надо быстро расщепить большое количество
врагов.Тактика вашей игры кардинально изменится с появлением способности Ярость берсерка. Вашей
задачей является набрать 3-4 стака, не умерев, только после этого вы почувствуете реальный прирост
скорости атаки. После этого старайтесь сильно не увлекаться во время нападения на врагов и держитесь
рядом с паладином. Всегда следите за бафом, он слетает через некоторое время и стаки начинают
уменьшаться. Для поддержания способности активируйте её снова и убейте кого-нибудь. Но не стоит
забывать о том, что у настаканного берсерка отнимается больше половины очков жизни, поэтому набрав
9 стаков, не стоит лезть на рожон и геройствовать, не забывайте «Panzar» - это командная игра!
В завершение я бы хотел перечислить действия, которые берсерк должен выполнять в командной игре.
Если вы увидели союзника, отлетевшего от power-атаки, удара щитом и прочих сбивающих способностей,
вы должны незамедлительно подбежать к нему, встать между врагом и отброшенным и провести по
приближающемуся врагу свою поверку или разрушительный удар (по ситуации), спасая тем самым
союзника. Также вы должны спасать команду, которую морозит вражеская ведьма, используя подлый удар
(если вблизи нету инквизитора с песком). Таким же образом обязаны сбивать вражеским паладинам каст
воскрешения и круга неуязвимости (как правило, инквизиторы не всегда бывают рядом). Вы должны
уничтожать вражеские постройки: телепорты, паровые молоты, тотемы, мортиры и турели.
Удержания точек У берсерка одна из важнейших ролей при захвате/удержании точки. Ворваться сбоку и навести кипеж
- неплохая тактика. Не стоит забывать о том, что максимальная скорость захвата точки осуществляется
четырьмя игроками, дальнейшее увеличение количества игроков на точке на скорость захвата не влияет!
Поэтому иногда стоит напасть на приближающихся защитников, тем самым задерживая их, давая шанс
союзникам захватить точку. Ещё одной задачей берса является уничтожение вражеских построек на
точке, основными из которых считаются телепорты и паровые молоты. Ни в коем случае не стоит пытаться
захватить точку самостоятельно, захват точки желательно осуществлять вместе с ледяной ведьмой. Самый
идеальный вариант - это попросить вашего сапёра закинуть флешку при штурме точки. Во время штурма
постарайтесь как можно скорее убить врагов, для этого имеет смысл проспамить разрушительным ударом
или включить вихрь войны. Так же по возможности пытайтесь пинком сбивать каст вражеских
способностей, таких, как Воскрешение и Круг Бессмертия паладина. Для защиты точки подходят те же
приёмы, что и для захвата, применяйте способности по ситуации. А если вы один остались на точке, то
вставайте в блок, пейте бутылки и ждите подмоги.
Описание тактик против различных классов 
При борьбе с берсерком будьте очень внимательны, ваша задача не пропустить power-атаку. Если
несколько способов победить берса. Можно блочиться и параллельно наносить обычные атаки, изматывая
врага и через несколько ударов отвесить ему Разрушительный удар, если хватает классовых очков. Если
у вас активно Бешенство, то вы должны вынудить врага провести паверку и, блокируя её, провести свою,
в этом случае берс не успеет заблочиться. Если в вашем распоряжении большое количество классовых
очков, то после power-атаки врага можно использовать Разрушительный удар, только ради того чтобы
опрокинуть врага, так как этот удар немного быстрее паверки. Если же вы и ваш враг находитесь под
действием абилки Ярость берсерка, то ваша задача быстро определить на глаз, у кого больше жертв, и
действовать по ситуации.

Танк - один из самых проблемных врагов для вас, даже не пытайтесь пробить его блок power-атакой.
Вступая с ним в контакт, будьте предельно осторожны, так как самую большую опасность представляет
удар щитом: опрокинув вас, ему не составит проблемы убить или смертельно ранить вас. На танка под
боевым ражем в одиночку вообще не стоит лезть. Если вам удалось смертельно ранить танка, то можно
попытаться добить его Разрушительным ударом. Ещё один способ одержать победу - это подгадать
момент и попытаться провести свою power-атаку в момент, когда танк начинает свою, в таком случае
добить отлетевшего врага не составит труда, если рядом нет паладина.

Как правило, паладины редко попадаются вам 1 на 1, в основном в связке с каким-нибудь орком, в
таком случае старайтесь сначала заковырять паладина, а потом уже, если остались силы, можно
попытаться сразить его напарника, но, как правило, так лучше не рисковать. Но не стоит недооценивать
этого противника и поворачиваться к нему спиной, power-атака паладина в спину заставит вас подумать
дважды, прежде чем повторять это в следующий раз.

В схватке 1 на 1 очень опасный противник, не пытайтесь пробить его блок Power-атакой, в этом случае
он сможет провести свою и вы не успеете заблочиться. Остерегайтесь инквизиторов находящихся под
действием Праведного Гнева. Если враг ранен, нужно попытаться заковырять его, в противном случае он
просто убежит от вас, ведь скорость бега инквизитора намного выше вашей, особенно с амулетом. Так же
вы должны отточить навык блокирования атаки инквизитора вылезшего из невидимости и навык
распознавания инквизитора. А выдать его могут тотемы, следы на земле, кусты, ауры и хил паладина. В
этом случае вы должны незамедлительно метнуть керн, чтобы сбить ему невидимость. Ещё одна
неприятная способность инквизитора - это Чума, если он всё-таки попал на вас плевком, то старайтесь
поскорей отбежать как можно дальше от своей команды, чтобы не заразить её. Но самым сильным
оружием инквизитора является не Чума, а Священный Огонь. Сам по себе он не очень опасен для вас, так
как с него можно легко отойти, но вот в сочетании со способностью «оковы» он становится смертельной
ловушкой. В такой ситуации вы должны попытаться кернами вытолкнуть союзников из очага.

Это ваша самая большая головная боль. Несмотря на то, что эта эльфийка может стрелять айсболтами,
основную опасность представляет заморозка. Старайтесь не использовать power-атаку на магичку, если
не уверены, что убьёте её, в против ном случае она поставит блок и после полностью вас заморозит. Если
видите забегающую в бой магичку, готовьтесь использовать Подлый Удар, но помните: если вы получите
стак заморозки, то не успеете завершить каст. В некоторых ситуациях выгоднее просто отбежать, но если
вы уже получили 1-2 стака заморозки, то спасти вас может только Боевой прыжок в противоположном
направлении. Ещё одна неприятная способность - это Наледь, ни в коем случае не пытайтесь бежать,
вы сразу же поскользнётесь и упадёте. Что касается Крика сирены, то, если вы заморожены, вам мало что
поможет, но если вы видите магичку, начавшую его кастовать, то подбегите к ней и сбейте каст подлым
ударом. Старайтесь всегда следить за своими союзниками: если ведьма повесит на них проклятье, то
лучше отойти от наиболее слабых союзников, таких как гномы и сестры огня. И, наконец, самое опасное
оружие ледяной ведьмы это Мгновенная заморозка: вражеская эльфка будет стараться закинуть его в
центр надвигающейся массы врагов, поэтому никогда не стойте в центре первого ряда команды, а
старайтесь держаться сбоку.